мнение
Адвокатская монополия на представительство в судах
Татьяна Мурзиянова
Управляющий партнер
МКА GMP,
г. Москва
На ПМЭФ-2025 министр юстиции пообещал в этом году представить правительству законопроект, предусматривающий введение адвокатской монополии на судебное представительство во всех судах Российской Федерации. Со слов Министра законопроект предварительно согласовали, концептуальных возражений он не получил.

Бурю негодования в юридическом сообществе вызвали высказывания Министра юстиции К.А. Чуйченко о том, что ПРЕДСТАВИТЕЛИ В СУДАХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РУКОПОЖАТНЫМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕЙ, поскольку имеют серьезные процессуальные права, при злоупотреблении которыми государство должно иметь возможность устранять таких представителей процесса. Такие обороты речи от Министра действительно вызывают вопросы, однако эмоциональное подключение мешает в оценке причин и следствий в сложившейся ситуации.
Пока все ждут законопроекта (и я в том числе), хочу обратить внимание, что буквально в апреле 2024 года внесены поправки в законодательство об адвокатуре - Федеральный закон от 22 апреля 2024 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Если внимательно посмотреть на данный закон, то ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ МОЖНО ТОЛКОВАТЬ КАК ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО АДВОКАТСКОЙ МОНОПОЛИИ, а не новость. Во всяком случае почву можно считать готовой к засеву и получению плодородных всходов!

Итак, по представительству во судах только адвокатами. В подпункте 3.1 пункта 3 статьи 37 слова "в качестве защитников в уголовном судопроизводстве" заменили на слова "в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве или в иных установленных законом случаях". Данный пункт регулирует порядок оказания юридических услуг, который определяет Совет Федеральной адвокатской палаты.
Как вы думаете, какой порядок оказания услуг примет Совет Федеральной адвокатской палаты? Отвечать не обязательно;)
Аналогичное уточнение дополнено в другие статьи закона, в том числе касающихся бесплатной юридической помощи.

Относительно возможности государства устранять нерукопожатных. В закон введена статья 17.1. «Представления федерального органа юстиции или территориального органа юстиции» согласно которой органы юстиции, располагающие сведениями об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката или возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката, вправе вносить представление о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности в Федеральную палату адвокатов или адвокатскую палату, членом которой является адвокат. Представления обязательны для рассмотрения.

Это просто факты и ничего личного. Для финализации реформы недостает только соответствующих поправок в АПК РФ и ГПК РФ. Кстати, такие ограничения существовали там ранее, и в начале нулевых нужно было показать суду приказ о работе в организации.

О ПРИЧИНАХ (ПО МОЕМУ СУБЪЕКТИВНОМУ МНЕНИЮ).

Причина первая – ДЕНЬГИ! Адвокатский статус для юриста, работающего в качестве самозанятого или ИП означает, что вместо 6% с дохода он будет платить от 13% до 20% с дохода. А почему? Да всё потому, что согласно статье 1 того же закона об адвокатуре, адвокатская деятельность не является предпринимательской. Обыватели удивятся, но как есть.

Следовательно, получая годовой доход в 3 млн рублей вместо 180 тыс.руб. налог составит 450 тыс.руб. Сколько таких налогоплательщиков давно посчитано, и каждый день промедления нововведений — это миллиардные убытки для казны!

Причина вторая – ДЕНЬГИ! Чтобы получить адвокатский статус, вам придется вступить в коллегию адвокатов, уплатить взнос, сдать экзамен и платить взносы до скончания своей «непредпринимательской деятельности».

Причина третья – ВЛАСТЬ! Потому что получение контроля в сфере деятельности через ее регулирование дает властные полномочия одним над другими.

Других причин нет. Все остальное лирика, вброшенная в качестве отвода глаз от истинных причин и культивируемая бенефициарами, которые стоят за деньгами и властью.

Так что ждем запрета и идем в Конституционный суд Российской Федерации, будет интересно узнать его мнение насчет конституционных прав человека о свободе труда.
Made on
Tilda