Доклад посвящен сущности «адвокатской монополии», ее положительным и отрицательным характеристикам, содержательному наполнению представленного на общественное обсуждение законопроекта, его прогнозируемым последствиям, реакции ФПА на законопроект, оценке рисков и нарушений международных стандартов. Законопроект рассматривается в общем контексте изменений законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в России. В центре внимания — оценка соответствия законопроекта социально-экономическим и правовым реалиям, а также международным стандартам независимости адвокатуры, нормам
Конституции Российской Федерации и действующему российскому законодательству.
Автор доклада наглядно показывает, что под видом «адвокатской монополии», представленной в виде «профессионализации судебного представительства», в России осуществляется завершение ранее начатого прогрессирующего подчинения адвокатуры и всей юридической профессии государственным структурам.
В докладе обосновывается, что законопроект о введении «адвокатской монополии», инициированный МЮ и поддержанный ФПА, формально направленный на «профессионализацию судебного представительства», представляет собой инструмент контрреформы, проводимой в целях демонтажа независимой юридической профессии и тотального подчинения адвокатов и юристов государству. Предложенное к введению требование обязательного наличия адвокатского статуса у судебных представителей на самом деле не связано с квалификацией или этикой, а представляет собой организационную меру, превращающую адвокатуру в инструмент государственного регулирования юридического рынка.
Разработчиками законопроекта предложено осуществить ликвидацию возможности самостоятельной правозащитной деятельности частнопрактикующих юристов, юристов – сотрудников юридических фирм и юристов-правозащитников не входящих в адвокатуру, посредством введения механизма их принудительной инкорпорации в адвокатуру как в фактически подчинённую государству структуру, вследствие чего законопроект вступает в противоречие со значительным числом положений
Конституции Российской Федерации, не соответствует международным обязательствам России в сфере прав человека и противоречит идеям и принципам правового государства и верховенства права. Вместо укрепления правозащитной функции юридической профессии, законопроект устанавливает чрезмерные ограничения доступа к ней, усиливает давление на адвокатов и юристов и способствует «монополизации» профессии под эгидой ФПА.
Законопроект угрожает социально-экономической стабильности в сфере юридической помощи и юридических услуг, приведет к уничтожению частного сегмента на рынке юридических услуг, повлечет вытеснение десятков тысяч юристов с рынка труда, рост безработицы, ликвидацию малого и среднего бизнеса в юридической сфере, увеличение стоимости юридических услуг и снижение их доступности для населения, что приведет к затруднению доступа к правосудию. Для принудительно инкорпорированных в адвокатуру юристов предлагается установить ограничения по стажу для создания адвокатских образований и ввести непрозрачные механизмы распределения вознаграждения. Их имущественное положение существенно ухудшится вследствие утраты ими права пользоваться механизмами социальной защиты, предусмотренными для работников, вынужденного следования системе налогообложения применяемой в отношении адвокатов и адвокатских образований, не адаптированной под бизнес-процессы, а также необходимости уплаты обязательных отчислений и вступительных взносов в ФПА и адвокатские палаты. При этом в законопроекте не обоснована потребность в исключительном праве адвокатов на судебное представительство в гражданских, административных и арбитражных делах, не приведено доказательств системного низкого качества юридической помощи со стороны частнопрактикующих юристов, которую бы не мог устранить иными способами существующий государственный надзор и общественный контроль.
Целью контрреформы является не только принудительная инкорпорация всех судебных юристов в адвокатуру под угрозой потери профессии, но и окончательное подавление независимости адвокатуры и адвокатов. В настоящее время состояние организации российской адвокатуры уже не соответствует международным стандартам независимости, самоуправления и подотчётности. ФПА и региональные палаты утратили признаки независимых профессиональных организаций. Они функционируют в логике и интересах беспрецедентного государственного контроля и репрессивного давления, а не в интересах адвокатов и граждан. Адвокаты не являются членами ФПА, не участвуют в управлении этой организацией и не могут влиять на её решения, однако они вынужденно содержат ее и подчиняются ее императивным нормам. Система управления адвокатурой в России недемократична, непрозрачна и не подотчетна адвокатскому сообществу. Процедуры выборов, состав органов, порядок ротации и голосования сконцентрированы в руках узкой группы лиц, что исключает участие адвокатов в управлении профессией. Органы ФПА и адвокатских палат формируют регламенты, утверждают собственное вознаграждение и исключают реальный контроль со стороны адвокатского сообщества.
Предложенные в законопроекте идеи (кроме сокращения срока ответа на запрос адвоката) противоречат международным стандартам и направлены на дальнейшее подчинение адвокатуры государству, посредством деятельности поставленных в зависимость и фактически не избираемых демократическим путем чиновников из ФПА и адвокатских палат, и, как следствие – на окончательное подавление независимости адвокатов, особенно тех, кто осуществляет защиту доверителей по так называемым «чувствительным делам». Предложенный законопроект выходит далеко за рамки только вопроса о статусе судебных представителей и предлагает введение масштабных изменений, затрагивающих практически все аспекты организации и деятельности адвокатуры, вследствие чего экстремально усиливается роль ФПА и МЮ РФ в контроле над адвокатами.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законопроект в нарушение международных стандартов организации и деятельности адвокатуры, усиливает репрессивный контроль государственных органов над адвокатами и адвокатскими палатами и предлагает внедрить ряд опасных для независимости адвокатуры и адвокатов правовых механизмов:
- усиление роли президента адвокатской палаты и одновременное его включение в состав совета палаты и квалификационной комиссии;
- предоставление членам органов управления палаты права участвовать в работе высшего органа управления палаты не в силу избрания делегатами, а в силу занимаемой ими должности;
- введение права МЮ на отложенное вето при допуске в профессию, механизм «ведомственной апелляции» включающий возможность МЮ обжаловать не устраивающее его должностных лиц решения органов адвокатских палат в ФПА, а решений ФПА – в суд;
- введение порядка приостановления статуса адвоката, который может повлечь автоматическое прекращение статуса при несвоевременном его восстановлении;
- введение системы принудительной стандартизации оформления вывесок адвокатских образований и содержания интернет-сайтов, а фактически – системы контроля МЮ ещё и за этими аспектами адвокатской деятельности;
- взятие МЮ под контроль порядка прохождения стажировки в адвокатуре;
- введение механизма отмены решений адвокатских палат и принятия ФПА решения вместо органов палат;
- введение механизма отстранения президентов палат по требованию МЮ;
- введение новых ограничений при допуске к профессии и новых оснований для прекращения статуса адвоката;
- легализация введения обязательных отчислений при приостановленном статусе адвоката и вступительных взносов в адвокатские палаты;
- введение обременительных ограничений в отношении иностранных адвокатов;
- формирование предпосылок для создания механизма дисциплинарного преследования адвокатов на уровне адвокатских образований.
Предлагаемые нововведения подрывают принципы независимости, корпоративности, самоуправления и равноправия адвокатов, превращая адвокатуру в подчиненную воле должностных лиц ФПА и чиновников МЮ РФ вертикально управляемую структуру.
Принятие законопроекта способно привести к окончательному демонтажу независимой юридической профессии в России и к разрушению остаточных демократических институтов адвокатского самоуправления, усилению атмосферы страха и репрессий в адвокатуре и окончательному разрушению независимой правозащитной функции профессии адвоката и юриста. Законопроект способен негативно повлиять на доступность квалифицированной юридической помощи, ведет к нарушению права каждого на юридическую помощь специалиста выбранного им самим, усугубит и без того непростую ситуацию с соблюдением прав человека в России.
В завершении доклада делаются выводы, что «адвокатская монополия» в предложенном варианте — это кульминация процесса завершения деградации юридической профессии в России, в связи с чем, представленный законопроект подлежит отклонению.
Доклад, размещенный на сайте ассоциации в сети Интернет, представляет интерес для адвокатов, частнопрактикующих юристов, правозащитников, исследователей права и всех, кто обеспокоен состоянием правосудия в современной России.
Ссылка на полный текст доклада.