Если законопроект влияет на предпринимательскую или иную экономическую деятельность, то вместе с законопроектом должен быть опубликован сводный отчет по установленной форме, а также по проекту должно быть составлено дополнительное заключение Минэка. В этом заключении Минэк оценивает, как отразится новое регулирование на бюджете, не приведет ли оно к избыточному регулированию деятельности и возникновению препятствий, которых можно было бы избежать.
Эти этапы входят в процедуру "оценки регулирующего воздействия" и её цель - делать так, чтобы отдельные законы (в разных сферах) не оказывали негативного влияния на экономику страны.
Минюст в пояснительной записке указал, что "
законопроект не окажет влияния на предпринимательскую или иную экономическую деятельность", что позволило ему не публиковать сводный отчет и не запрашивать отдельное заключение Минэка.
Но как же не влияет?
Сейчас предприниматели и коммерческие юридические фирмы могут заключать договоры на представление интересов в суде и получать за это деньги, а после принятия законопроекта не смогут. Предпринимательская деятельность по судебном представительству будет
полностью ликвидирована, вместо нее будет некоммерческая юридическая помощь, оказываемая адвокатами (да, это те же услуги за деньги, но в соответствии с законом
это другое).
Поэтому нам кажется, что в пояснительной записке Минюст слукавил, что позволило ему избежать дополнительной проверки законопроекта со стороны Минэка.
В своем иске мы просим:
- признать незаконным бездействие Минюста по уклонению от соблюдения процедуры ОРВ в отношении законопроекта об адвокатской монополии;
- обязать отозывать законопроект, чтобы процедура прошла в установленном законом порядке.
Исправить эти недостатки на текущей стадии нельзя. Как минимум сводный отчет должен быть опубликован
одновременно с законопроектом. Кроме того, в этапах прохождения законопроекта должна быть стадия заключения Минэка (чтобы финальный текст был с учетом его мнения). Сейчас в карточке законопроекта этой стадии нет.